Дмитрий Анатольевич Кувичка: "Может ли тренировка быть провальной?"
Хорошего всем здоровья и крепости духа.
Сегодня за окном 1 апреля – День смеха или День дурака. Разыграть ближнего в этот день, пошутить, насмеяться вдосталь – цель, задача и обязанность любого homo sapiens. Даже если тучи коронавируса сгущаются. Даже если хандра не хитрит, а наглеет. Словом, найдите повод для улыбки. Слабо?
Самоирония такая же шутка. Поэтому, начиная говорить о взаимодействии, о совместном творчестве тренера и игрока (игроков), позволю себе отправить Вас к незабвенной цитате Остапа Ибрагимовича Бендера, героя одного из лучших плутовских романов Ильфа и Петрова.
«Предмет моей лекции,» – говорил васюкинским шахматистам Остап Бендер, – «плодотворная дебютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, – это quasi una fantasia. А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, – это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную формулу.»
Почти что также спрашиваю и я: «Что такое, дамы и господа, тренировка? И может ли быть, дамы и господа, тренировка провальной?»
Отправив такой мощный посыл к иронии над собственным текстом, попытаюсь ответить на поставленные вопросы. Для конкретного примера возьму проведенную мной тренировку в прошлую пятницу.
Ко мне пришли очаровательные девушки продвинутого уровня (то есть умеющие многое), шесть человек. Причем, это была закрытая группа, согласившаяся работать со мной по повышенной индивидуальной тренерской ставке. По их глазам было видно, что пришли не случайно, не потусоваться, имеют осознанное (как я говорю – выстраданное) желание улучшить свою игру.
Что я им предложил?
Почти всю тренировку они нападали. Сначала с подброса партнерши (не с передачи). Потом с моего подброса (различного по высоте и по месту). Потом после приема и передачи.
Причем, я им предложил попробовать то, что они раньше никогда не делали, и что в женском волейболе почти что не применяется. Я попросил их точку начала своего разбега отодвинуть от сетки на 4-5 метров. Находиться не в 3-х метрах от сетки, как они привыкли, где до нападающего удара необходимо сделать два шага, включая стопорящий шаг, а на полтора метра дальше. И быть там (в 4-5 метрах) до тех пор, пока мяч после приема не окажется в непосредственной близости от рук пасующего или (в крайнем случае) пока пасующий не коснется мяча. Как только это произойдет (то есть, когда передача начинает вылетать вверх), они должны были начинать первое, очень плавное движение к сетке (как бы – засеменить). Если говорить языком автолюбителя, то тронуться вперед на первой скорости.
При таком малом «разгоне» (если он был сделан в правильный момент времени) они доходят до привычной точки в 3-х метрах от сетки в тот момент, когда мяч вылетает на полтора-два метра вверх от рук пасующего. И уже здесь включают свою «вторую» или, если необходимо, «третью» скорость в условной коробке передач, чтобы а) дойти до мяча (исправить не очень хорошую передачу), и б) не нападать с места. Получается, что «вторая» и «третья» скорости включаются на половине пути вылета мяча вверх плюс во время его опускания вниз.
Что дает такое понимание динамики разгона для нападающего удара? И почему для женских команд он иногда не подходит?
Мы должны понимать и осознавать, что в пляжном волейболе основной задачей для начала любого движения является задача изменения баланса тела с последующим использованием силы мышц. Не сила мышц нас сдвигает с места, а изменение центра тяжести нас начинает двигать с помощью силы мышц в какую-то точку.
Движение на «первой скорости» в начале разбега на нападающий удар – это то самое изменение баланса тела и одновременно основа для дальнейшего возможного ускорения нашего движения к мячу. В специальных исследованиях о нападающем ударе в волейболе (не буду Вас загружать ссылками на первоисточники) четко и однозначно определено: чем выше уровень квалификации волейболиста (то есть, чем выше уровень сопротивления от соперника), тем большее и решающее значение приобретает именно динамика разбега на нападающий удар. Не техника нападающего удара, а динамика движения, приводящая к прыжку.
Можно, конечно, начинать разбегаться и с трех метров (два шага), и даже пробовать разбег с одного шага. Ничего противоестественного и неправильного в этом нет. Но при этом очень легко впасть в одну распространенную ошибку. Ошибка проста: движения вперед начинается чуть раньше, чем это нужно. А если партнер ошибся по высоте, дав передачу выше, чем вы ожидали и договаривались? А если отвел от сетки? В этих случаях, начав разбег в момент касания партнера с мячом (то есть, не имея представления о качестве передачи), вы будете нападать с места. То есть, в этом случае (назовем его – классическая точка начала разбега) Вы должны концентрировать все свое внимание на время начала разбега. Ошибетесь по времени, сами понимаете, что получится.
Для женских команд использование такого удлиненного разбега – сугубо индивидуально. Во-первых, на мой взгляд, у женщин менее атлетичное нападение, чем у мужчин. Для них высота прыжка имеет почти что одинаковое значение с чувством мяча, с умением обыгрывать соперника ударами по траектории (накатами). И, во-вторых, у женщин все-таки меньше скорость в последнем стопорящем шаге. Допустив небольшую предварительную ошибку по времени или по месту, они в большинстве случаев именно скоростью последнего шага ее не исправят.
Тогда спрашивается: а для чего же я на первой для этой группы тренировке предложил им такую сложную, где-то спорную и однозначно нудную задачу? Почему не сделал это чуть позже, познакомившись поближе и подготовив почву?
Отвечу так: для меня самого однозначно, что это моя полу ошибка. Я предложил девчонкам то, что необходимо было предварительно подготовить. Например, динамику разбега, ранний вынос руки в нападении у Даниила (своего сына и одновременно профессионального игрока) я исправлял где-то около семи месяцев. Причем, и ходил на хитрости (выдумывая различные упражнения и игры), и повышал голос, и уговаривал, и снимал на видео. В лоб его не брал. Зато, когда в узких кругах Даню прозвали «Даня-быстрая кисть», и он сам мне сказал, что менее, чем за год исправил свое нападение, я был доволен. Почти что счастлив. И за Даниила, и за себя.
А полу ошибкой (а не полной ошибкой) я назвал свой план на тренировку потому, что в кажущейся неудовлетворенности я получил другое, более ценное знание. Я увидел поведение девчонок в стрессовой ситуации (для меня очень много значит такая информация). Увидел их двигательные и координационные возможности (искренняя их попытка перестроить свое заученное движение показало мне многое). Для меня за одну тренировку подверглись четким формулировкам цели и задачи дальнейшей работы. Для самих девчонок эта тренировка, по моему мнению, была в долгосрочной перспективе, несомненно, полезной. Не говорю «в краткосрочной», потому что сложно быть внутри себя довольной и удовлетворенной от занятия, если тренер использовал в своей работе то, с чем ты никогда ранее не сталкивалась. Должен был хотя бы предупредить.
Поэтому, завершая свой «разбор полетов» скажу так: поверьте, ни одна из тренировок не бывает бесполезной. Даже та, с которой Вас выгнал тренер.
Хорошего всем здоровья и крепости духа.
***
Спортсмены бьются о песок.
А тренер – молчалив и собран.
Он, словно внутренний их орган –
Значителен и одинок.
Его влиянье велико,
А одиночество – безмерно.
Есть сущность старчества, наверно,
В его работе, ведь никто
Не знает, сколько нервных сил
Угробил он иль приложил.
Всегда есть подвиги во имя,
Всегда есть в подвигах герой
Без имени, как тот – с двоими,
Сидящий зрителем в пустыне
Трибуны крытой, гостевой.